Изучение сознания в когнитивной психологии

Автор
Опубликовано: 1568 дней назад ( 4 января 2020)
+1
Голосов: 1
.
Психолог Иван Иванчей о феноменальном опыте, нейрональных коррелятах сознания и имплицитном научении.
Изучение сознания в когнитивной психологии

В 1987 году Дэниел Вегнер с соавторами опубликовал статью «Парадоксальные эффекты подавления мыслей» («Paradoxical effects of thought suppression»). В ней приводились данные, свидетельствующие, что человек фактически не справляется с задачей о чем-то не думать, а подавляемые мысли могут возвращаться в сознание.
Поводом для исследования послужили наблюдения, что люди часто пытаются о чем-то не думать, но парадоксальным образом не справляются с этой задачей. Вегнер отмечал, что наличие у людей нежелательных мыслей, которые они изо всех сил стараются избегать, было одним из фундаментальных открытий Зигмунда Фрейда. Однако Фрейд пытался объяснить это бессознательными процессами, в частности механизмом вытеснения. Вегнер же не соглашался с тем, что сознание никак не участвует в подавлении мыслей. Ведь для того, чтобы что-то подавить, необходимо иметь цель подавить и знать, что именно планируешь подавлять. Фактически сама логика исследований в духе психоаналитической традиции восставала против исследования роли сознания в процессе подавления мыслей. В то же время Вегнер утверждал, что большинство мыслей, которые мы хотим подавить, сознательны. Мы осознанно пытаемся не бояться, не думать о голоде и так далее. И он задается вопросом о том, что же происходит, когда человек пытается контролировать свои нежелательные мысли осознанно. Поставленная цель исследования была скорее поисковая: что произойдет, если попросить человека не думать о чем-либо?

Основной эксперимент был организован достаточно просто. Участникам-студентам предлагалось сначала в течение пяти минут под запись диктофона описывать вслух то, о чем они думают. Затем они делились на две группы. Первую группу просили в течение следующих пяти минут проговаривать все приходящие в голову мысли, но постараться в это время не думать о белом медведе. По окончании этого времени их просили в течение следующих пяти минут снова проговаривать свои мысли, но в этот раз думать о белом медведе. Студентов просили нажимать на специальный звонок, как только они подумают о белом медведе или произнесут вслух мысль о нем. Вторая группа делала все то же самое, но в другой последовательности: первые пять минут они проговаривали и думали о белом медведе, а во вторые пять минут им думать о нем запрещалось.

FAQ: Восходящие и нисходящие процессы в зрительном восприятии
В эксперименте было получено два основных результата. Во-первых, студенты не смогли справиться с задачей «не думать о белом медведе». Они в среднем нажимали на звонок чуть чаще, чем один раз в минуту. Во-вторых, оказалось, что в случае, когда студентам разрешали думать о белом медведе, мысли о нем появлялись значимо чаще после периода подавления мысли, чем в условиях первоначального разрешения. Так был обнаружен эффект преувеличенного возврата подавляемых мыслей (эффект рикошета). При этом чем успешнее получалось у студентов подавлять мысли, тем больший эффект возврата у них наблюдался.

На основе этого ставшего классическим результата, а также серии других экспериментов Вегнер окончательно разработал свою теорию иронического контроля. Она, в частности, пыталась объяснить, почему мы совершаем действия, которые не хотим совершать, или почему к нам навязчиво возвращаются мысли. Суть теории заключается в том, что одновременно работают два когнитивных механизма. Первый — сознательный контроль, работа которого заключается в выполнении поставленной задачи не думать о нежелательном содержании. Второй — процесс мониторинга. Он автоматически отслеживает, не появилась ли нежелательная мысль, чтобы привлечь при необходимости туда сознательный контроль. Ироничность контроля заключается в том, что при попытке не думать о чем-то человек волей-неволей начинает об этом думать.

Описанный эксперимент и созданная теория иронического контроля принесли Дэниелу Вегнеру популярность и уважение в научных кругах. Результат этого исследования многократно воспроизводился в других экспериментах и исследованиях. Причем испытуемых просили то не думать о чем-то совсем невероятном, например о зеленом кролике, то не совершать каких-либо действий. Проведенные мета-анализы экспериментальных исследований также подчеркивают, что эффект рикошета является надежным и воспроизводимым. Закрепилась и исследовательская методика «думай — не думай», хотя она во многом опирается на самоотчеты людей о своих мыслях и состоянии.

Работа иронического контроля, по мысли Вегнера, позволяет объяснить возникновение навязчивых мыслей. Особенно трудно соблюсти запрет в ситуации, когда сознательный контроль, занятый процессом торможения нежелательных мыслей, не срабатывает. Это может происходить в ситуации, когда мы параллельно решаем несколько задач, требующих внимания, когда находимся в состоянии усталости или расслабленности или в ситуации стресса.

В большом количестве разнообразных исследований проверялись предположения из теории Вегнера. С помощью его подхода делаются попытки объяснить срыв навыка у спортсменов в ситуации соревнования: желание не совершить ошибку столь велико, что провоцирует совершение ошибки. Другое направление исследований сосредоточилось на исследовании индивидуальных различий — например, особенностей эффекта рикошета у больных с депрессией или с тревожными расстройствами. Третье направление — оценка влияния на поведение. Например, участники эксперимента, которых просили подавлять стереотипные мысли о скинхедах и которые в целом успешно с этим справлялись, в дальнейшем старались сесть подальше от человека, которого им представили как скинхеда. Или же проводились исследования, цель которых была продемонстрировать, что подавление мыслей о курении приводит к увеличению количества выкуриваемых сигарет.

В целом же можно сказать, что и первоначальный эксперимент Вегнера и его последующие работы и книги по данной теме оказали значительное влияние на направление психологических исследований. До сих пор проводятся эмпирические исследования в русле разработанной им концепции.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!