Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

20 мая 2015 - Инсла Орикс
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Между великой Москвой и скромными Мытищами, между знаменитой Яузой и известной только нам Сукромкой, в старинном селе Тайнинском, из окон домов которого видна современная Северная ТЭЦ, стоит наш храм…

А еще он стоит  между небом и землей! Утешает в земных скорбях и помогает найти дорогу на Небо. Мы будем рады видеть вас в храме и благодарны, что вы посетили наш сайт. Хотим приветствовать вас по обычаю первых христиан. При встрече они говорили друг другу: «Радуйся!».

Не очень получается радоваться? Приходите — попробуем вместе. Мы многое делаем вместе, чтобы обращения «брат» и «сестра» не оставались пустым звуком. В нашем храме по благословению настоятеля созданы условия для возрождения древней традиции народного церковного пения. Имея перед глазами текст, проще разобраться, что происходит во время богослужения и из стороннего наблюдателя превратиться в участника.

Давайте вспомним, то, что забыли, когда 90 лет назад свернули с дороги, ведущей к Истине, и оказались в тупике.

О Храме

В первой половине XVII в. в селе была деревянная церковь вместе с путевым дворцом. Первые сведения о ней относятся к 1628 г. В 1675 г. начато строительство каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранились план храмаописания первоначального убранства храма и предметов ризницы. Так, при постройке храма царь Федор Алексеевич велел сделать на Казенном дворе «к местным ко шти иконам одеяние камчатое, а середина отласу цветного; ризы камчатые, оплечье отласу цветного со всею службою; на престол одеяние камчатое, а середина отласу цветного; на жертвенник одеяние дорогильное, да срачицы исподния – киндячныя; на престол же покров, да на сосуды церковные покровы ж и воздухи – камчатые ж, со кресты, кружева золотнаго и серебрянаго; к царским дверям завес дорогильной; на стол сукна красного полукармазину два аршина, и отдать тоеж церкви попу Александру».

Храм, сохранивший свое устройство до нашего времени, состоит из трапезной с хорами, четверика и алтарной части. 
 Алтарная часть состоит из трех апсид. Храм имеет пять глав, одну большую и четыре маленькие.
Одной из главных достопримечательностей храма является его крыльцо, пожалуй, не имеющее аналогов в древнерусском каменном зодчестве: от его центральной площадки, перекрытой каменной «бочкой», две симметричные лВид храма Благовещенияестницы ведут на верхние площадки перед входами на хоры. Над верхними площадками возвышаются кирпичные шатры.

Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. В первоначальном виде храм имел богатые внешние украшения, не восстановленные вполне после современной реставрации. Вплоть до конца XVIII в. кресты храма были деревянными. Пол — дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас.

В 1751 по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 г. освящен придел св. и пр. Захарии и Елисаветы.

Вид храма, 50 годыВ 1812 г. храм разграбили французы, но вскоре его восстановили и освятили.

В 1882 г. на средства благотворителей был устроен новый придел — в честь св. пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной.

Красота и оригинальность форм храма, богатство стенных украшений еще до революции обратили на себя внимание специалистов и любителей русского искусства[1].

В 1929 г. храм закрыли. Впоследствии в нем размещались клуб, хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад, фабрика игрушки, механо-сборочная мастерская. 
В сентябре 1989 г. храм был возвращен православной общине Московского патриархата.

Перед алтарем храма находится могила архимандрита Тихона, в схиме Пантелеимона (Агрикова). О. Тихон, бывший преподаватель Московской Духовной академии и насельник Троице-Сергиевой Лавры, православный подвижник, многие годы находившийся в затворе, известен как автор книг «У Троицы окрыленные», посвященной монахам Лавры, «Матерь Света» и других.

Неподалеку от храма стоит памятник царю Николаю II, созданный в 1997 г. скульптором В.М. Клыковым.










Краткая летопись. (XVII – XX вв.)
1646 г. — Деревянная церковь. 
Священник Тимофей Филиппов, дьячок Феодор Аникеев, пономарь Симеон Филиппов.
1675 — 1677 гг. — по указу Царя Феодора Алексеевича построена каменная Благовещенская церковь на месте деревянного храма, известного с начала XVII века. Тайнинские церкви являлись домовыми церквами путевого дворца.
1678 г. — Священник Александр Филиппов.
1693 г. — Священник Никита.
1751 г. — по указу Императрицы Елизаветы Петровны устроен придел св. прав. Захарии и Елизаветы.
После 1751 г. — храм выводиться из домового в приходской.
1880 — 1882 гг. — священник Петр Розанов, дьячок Иван Соловьев, пономарь Михаил Попов, пономарь Иван Ключарев.
1882 г. — устроен придел св. пророка Божия Илии.
1883 — 1884 гг. — священник Петр Розанов, дьякон Георгий Добров, псаломщик Владимир Заозерский. 
1886 — 1887 гг. — священник Петр Розанов, дьякон Георгий Добров.
1888 — 1895 гг. — священник Петр Розанов, псаломщик Владимир Заозерский.
1896 г. -священник Николай Георгиевский, дьякон Иван Никольский, псаломщик Петр Покровский.
1897 — апрель 1916 гг. — священник Петр Розанов, псаломщик Владимир Заозерский.
Май 1916 — 1918 гг. — священник Павел Розанов, псаломщик Владимир Заозерский.
1924 – 1926 гг. — священник Павел Розанов.
1935 г. — храм закрыт для богослужения.
1960 – 1970 гг. — реставрация храма Московской областной научно-реставрационной производственной мастерской. Восстановлено покрытие храма по кокошникам, средний ряд кокошников, на главах храма установлены кресты
1989 г. — храм открыт для богослужения. Настоятель храма иерей Вадим (Каравинский).
1997 г. — настоятель храма протоиерей Владимир (Агриков).
1999 г. — устроен придел в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

[1] См.: Снегирев И.М., Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1851–1857. Год 5, 1857; М., Клейн В. Памятники древнерусского искусства в дворцовом селе Тайнинском // Из записок Московского Археологического института. Т. XIX. М., 1912.

 

История восстановления храма

Гонения, воздвигнутые на Православную церковь в России в XX веке, многими историками признаются тяжелейшими со времени появления христианства. Они превосходили все предыдущие по масштабам охваченной территории и по продолжительности во времени, нисколько не уступая в жестокости.

Да и не явлен еще миру до конца размах этой трагедии. Один Господь ведает, сколько священнослужителей, монахов и мирян пострадали в это время, сколько святых божиих храмов было разрушено!

Испытания не обошли стороной и наш храм. Он, к счастью, не был разрушен, стены остались. Но только они и остались… Как долго эти стены не слышали слов молитвы и не вдыхали благоухания ладана! Как долго был поругаем алтарь!

Так долго, что казалось: невозможно человеку, побороть эту «мерзость запустения». Но что невозможно человеку – возможно Богу! И в нашем городе и его окрестностях нашел и собрал Он людей, готовых и способных восстановить святой Его храм.

Разными были эти люди. Кто-то был глубоко верующим и воцерковленным. Кем-то руководила любовь к отечественной истории. В ком-то вид разрушающейся красоты оскорблял эстетическое чувство. Но цель у них была одна – восстановление храма.

На этой странице сайта мы будем размещать рассказы людей, приложивших немало сил, чтобы у нас с вами было место для совместной молитвы и для участия в церковных таинствах. Мы узнаем, что они увидели и почувствовали, когда впервые пришли сюда, почему не смогли просто вздохнуть и уйти, где брали силы и время для тяжелого труда, какие препятствия встречались им и как они их преодолевали…

Спаси Господи, и помилуй всех потрудившихся во имя Твое!

 

Село Тайнинское

Историческая справка о селе Тайнинском

Общие сведения

Село впервые упоминается в документах в 1401 – 1402 гг., в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, участника Куликовской битвы, которому оно принадлежало. Таким образом, можно говорить о более чем 600-летней истории села. Оно располагалось в верховьях Яузы, бывшей в то время судоходной, недалеко от волока на Клязьму, где впоследствии возникло село Большие Мытищи. В этом районе постоянно кипела торговая жизнь, и село процветало.карта села Тайнинского

Впоследствии Тайнинское становится вотчиной московских князей. В те времена оно называлось Тонинским или Танинским, Тайнинским оно стало именоваться лишь в XVIII в. Село посещал со своими опричниками и совершал здесь казни царь Иван Грозный, историческую роль оно сыграло и в период Смутного времени: в Тайнинском происходила встреча Лжедмитрия I с царицей Марией Нагой, здесь же некоторое время располагался стан Лжедмитрия II. Особенно знаменитым село стало благодаря построенному в нем в XVII в., при царе Алексее Михайловиче, царскому дворцу, в котором государи отдыхали на пути к Троице-Сергиевой Лавре и где они останавливались, приезжая  на соколиную охоту.

Особенно жизнь в селе оживлялась между 22 и 28 сентября, когда царская семья совершала паломничество на празднование дня преставления преподобного Сергия. На пути находились села, сохранившие и ныне свои названия, но вошедшие в черту Москвы: Алексеевское, Медведково, Раево; далее на пути лежали Пушкино, Братовщина, Софрино.

 При Петре I жизнь в Тайнинском затихла, так как император облюбовал село Преображенское. Но Тайнинское оставалось царской вотчиной. Петр дарит его своей жене, царице Екатерине I. В 1749 г. при императрице Елизавете Петровне возводится новый дворец, выполненный в стиле того времени, разводятся фруктовые сады, строятся хозяйственные постройки и конюшни. Императрица вместе со свитой часто посещает село Последней из царственных особ этот дворец посетила в 1767 г. Екатерина II. Впоследствии дворец использовался для деятельности комиссии по строительству Мытищинского водопровода. Постепенно он обветшал и в 1823 г. сгорел. Единственным старинным памятником, сохранившимся в Тайнинском, является храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный по указу царя Алексея Михайловича и освященный в 1677 г. по указу царя Федора Алексеевича.

 

Дворец

 

Сохранились  описания царских выходов, проходивших через село Тайнинское. Выходы совершались торжественно и пышно, царя сопровождала многочисленная свита, причем одежда государя и свиты соответствовала торжеству или празднику, в честь которого совершался выход. В книге Царских выходов содержится, среди прочих, такое описание: «Сентября в 22 день, в четверг, в отдачи часов дневных, шол Великий Государь с Москвы, Живоначальная Троицы в Сергиев монастырь, в корете. А на Великом Государе было платья: опошень, зуфь малинова, с золотою нашивкою; ферези, тафта червчата, испод черева бельи с пухом, завяски, шолк зелен, кисти с золотом; зипун, тафта бела, обнизь с городы; шапка сукно скорлат червчат с пухом; ичетоги и башмаки, сафьян жолт».

По возвращении из Троице-Сергиевой Лавры царя встречало в Тайнинском духовенство, шедшее из Москвы. Сохранились и описания визитов императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, регламентированных уже по западному обычаю.

14 февраля 1749 г. императрица Елизавета Петровна «повелела в селе Танинском построить вновь деревянный дворец по учиненному плану». Дворец был построен всего за семь месяцев, так что «17 сентября Ея Императорское Величество и Их Императорские Высочества, с некоторыми знатными обоего пола персонами, изволили обеденное кушанье кушать в новопостроенных хоромах в селе Танинском». Дворец имел два этажа, в нижнем этаже было 12 комнат, в верхнем — 5, также 3 крыльца, окруженных точеными балясами и выкрашенных белой краской. Над дворцом высился восьмерик, заменивший старинную вышку. При Екатерине II дворец расширили. Почти двадцать лет он служил для выездов императорской фамилии, обрастая множеством хозяйственных построек. Одним из последних этот памятник архитектуры описал Н.М. Карамзин: «Я своротил влево с большой дороги, чтобы увидеть это село, где Царь Алексей Михайлович любил забавляться соколиною охотою. Место уединенное и приятное! Тут запруженная Яуза кажется большою рекою и со всех сторон обтекает дворец Елизаветы Петровны, которая, любя следы великого ея деда, построила его вблизи развалин дворца Алексея Михайловича. Он также разрушается и, как мне сказывали, продается на своз. Я осмотрел его: есть большие комнаты и видно, что некоторые были хорошо отделаны. Жаль, что такое приятное место, окруженное водою и густо осененное древами, которые могли бы закрыть и самое огромное здание, теперь остается дикою пустынею. Везде трава в пояс; крапива и полынь растут на свободе. Сонные воды Яузы оделись тиною. Мосты сгнили так, что я с великим трудом мог через один из них перебраться». Такова судьба достопримечательностей известного некогда села. В настоящее время село входит в черту города Мытищи, но еще сохраняет свои изначально сельские черты.

 

-----------------------------------------------------------

К больщому сожалению… Я не был в этом чудном месте… я лишь видел… но когда нибудь я надеюсь побывать… там… вот такой вот у нас стоит храм!

Похожие статьи:

НовостиВ храмах Москвы появятся тактильные иконы, пандусы и навигация для инвалидов

НовостиПредприятие инвалидов будет поставлять литературу для Храмов

Теги: храм
Рейтинг: +2 Голосов: 2 2194 просмотра
Комментарии (4)
Вишенка # 17 июня 2015 в 22:08 +2
Сколько же существует прекрасных мест
Судя по фото красивейший храм с интересной историей
Инсла Орикс # 17 июня 2015 в 22:11 +2
Ага я когда с больницы ехал его видел.. красивый.. он к сожалению не близко... но может в ближайшем будущем побываю там.
Вишенка # 17 июня 2015 в 23:25 +1
Храм думаю получиться у Вас увидеть близко, ведь мечты сбываются
❇Кисуля❇ # 25 июня 2015 в 02:25 0
Ах, как он красив! Как воздушен и нежен. В таких местах наверно душа не только поет, но и чувствует себя как в раю) Такие уже не строят, не умеют, а жаль.