Город Ишим (Тюменская область) основание ишима, коркина слобода
← все фотоблогиАвтор: Екатерина Рак (Редактировалось: 30 июня 2016)
23 фото
14.ИЮН.2016
Описание:
В документах XVII(17) века можно найти упоминания о Коркиной слободе. Это и есть первые упоминания об Ишиме. Точная дата основания слободы неизвестна, однако можно предположить, что возникла она между 1670 и 1687 годами (по сведениям «Списка населенных мест Тобольской губернии» за 1912 год Ишим был основан в 1631 году). Почти целое столетие после своего основания Коркина слобода выполняла функцию военного укрепления на Ишимской оборонительной линии. До появления Коркиной слободы эту местность периодически занимали кочевники. Русские двигались на восток, постепенно захватывая Сибирь. Как только территория, на которой через много лет появился город Ишим, была захвачена русскими, началось строительство Коркиной слободы в целях укрепления прав на занятую территорию.В 1721 году Пётр I(1) ввёл новое административно-территориальное деление. Новая территориальная единица называлась дистрикт, то есть, округ. В Тобольском воеводстве были выделены Ялуторовский и Ишимский дистрикты. Коркина слобода стала центром Ишимского дистрикта. Кроме того, слобода выполняла функции центра Ишимской оборонительной линии. Когда набеги кочевников на этой территории сократились, Ишимскую оборонительную линию упразднили. Военные стали постепенно покидать слободу, а все имевшиеся здесь строения были проданы крестьянам. В 1758 году крестьянам разрешили селиться южнее слободы. В 1760 году был подписан указ, предписывавший ссылать в Сибирь «дерзновенных», то есть, крепостных, выступивших против господ. Коркина слобода к тому времени практически пустовала, так как многие её жители переселились немного южнее. Ссыльные селились в слободе и в окрестных деревнях.В 1782 году Екатерина II(2) подписала указ о присвоении Коркиной слободе статуса города. Новый город назывался Ишим и относился к Тобольскому наместничеству. Через 3 года после присвоения статуса города Ишим получил свой герб. Город быстро развивается и приобретает популярность. К середине XIX(19) столетия его уже считают уездным центром Тобольской губернии.Ишим в XIX(19) векеО популярности города свидетельствует знаменитая Никольская ярмарка, которую проводили ежегодно в декабре. На ярмарку приезжали продавцы и покупатели не только Тобольской, но и других губерний. Ишимские товары расходились по всей России. По приблизительным подсчётам, товарооборот Никольской ярмарки достигал 6 миллионов рублей. Успешной торговле способствовало выгодное географическое положение города. Губернии, находящиеся по соседству с Тобольской, славились плодородными землями и развитым скотоводством. Ишим находился в самом центре. Проводить ярмарку именно в этом городе было намного удобнее. Торговля не была единственным источником дохода ишимцев. К середине XIX(19) века здесь было построено огромное количество заводов: пимокатные, кожевенные, мыловаренные, кузнечные, водочные, маслобойные и т. д. Не забывали жители города и об образовании. В том же XIX(19) веке в Ишиме появилось несколько учебных заведений: духовное училище, приходская школа, женская гимназия и другие. Город прославился благодаря своему культурному развитию не только в России, но и за её приделами. Немалый вклад в повышение культурного и образовательного уровня города внесли политические ссыльные. В 1798 году в Ишим был сослан М. Балк, участник кружка «смоленских вольнодумцев». Балку удалось искупить свою «вину» перед родиной. В 1812 году он стал героем во время сражений с наполеоновскими войсками. Историю ссыльного Г. Луполова узнали даже за границей. Луполов был сослан в Сибирь в том же году, что и Балк. Его семья также последовала за ним. После четырёх лет пребывания в ссылке дочь Луполова, Параша, отправилась просить у царя милости для своего отца. От Ишима до столицы девушка шла пешком. Эта потрясающая история вдохновила многих западных и российских писателей. Так появился роман «Елизавета Л. или ссыльные в Сибири» французской писательницы М. Коттен, повесть «Юная сибирячка» французского писателя К. де Местра и пьеса Н. Полевого «Параша Сибирячка». XIX(19) век оставил в истории Ишима и другие значимые события. По свидетельству архивных документов, в 1820-е годы в городе возникло бедственное положение из-за вышедшей из-под контроля реки Ишим. В те годы в городе было всего 4 улицы: Мёртвая, Большая и 2 Береговые.Две последние река постепенно отделяла от города. В конце концов, улицы окончательно отделились от Ишима. Ещё в начале века река текла по старому руслу, омывая город с трёх сторон. Но на крутых поворотах Ишим размывал почву. Город постепенно разрастался, и некоторые жители вынуждены были строить дома на берегу реки.Размываемый берег уходил под воду, и дома обваливались в реку. Без крыши над головой остались более двухсот семей.Укреплением берега занялся инженер Смирнов. По его расчётам на проведение работ требовалось не менее 20 тысяч рублей. Такой суммы в городской казне не было. Администрация города решила обратиться в Совет Главного Управления Западной Сибири. Однако Совет не спешил выделять средства и предложил другой выход из положения. К ответному письму прилагался план работ по перенаправлению реки. Канал должен был проходить через озеро Синкино. В 1828 году на строительство канала Совет выделили всего 366 рублей. Предполагалось, что если денег не хватит, их можно будет позаимствовать у населения путём добровольных пожертвований. Ишимцы не только не отказались сделать необходимые пожертвования, но и приняли активное участие в строительстве канала, несмотря на то, что для большинства жителей города это был совершенно незнакомый вид работы. Строительство канал в XIX веке было нелёгким и опасным трудом. У ишимцев не было никаких специальных приспособлений или техники. Все работы приходилось выполнять вручную.Землю, которую вынимали при рытье канала, использовали на укрепление размытых берегов. Жители Ишима добились поставленной цели – река изменила своё течение.По сведениям «Списка населенных мест Тобольской губернии» за 1868–1869 гг. Ишим – город Тоболькой губернии при левом берегу реки Ишима в 405 верстах от губернского города Тобольска, центр Ишимского округа. В городе числится 634 дома и 4 264 жителя обоего поля – 2 570 мужского и 1 694 женского.указаны 2 православных церкви, уездное и приходское училища, женская школа, богадельня, почтовая станция, 26 заводов (2 салотопенных, 3 мыловаренных, 2 свечносальных, 4 кожевенных, 1 клееваренный, 12 кирпичных, 2 гончарных), 20 кузниц, 2 гостиницы, 3 заезжих дома, 39 питейных домов, 3 ренсковых погреба, 2 складочных магазина, 60 лавок, 2 ярмарки (с 9 по 15 мая и с 4 по 18 декабря), торжок в первое воскресенье великого поста, базары по воскресеньям. Город в XX(20) векеВодоснабжение Ишима занимает одну из страниц его истории. В окрестных городах водопровод появился намного раньше. Ишимцы же ещё долгое время должны были ездить или ходить каждое утро на крутой берег реки за водой. В тёплое время года спуск к воде не представлял особой сложности. С наступлением осени и зимы спуститься с крутого берега становилось намного сложнее. После дождя или во время гололёда повозки скатывались вниз, а люди получали тяжёлые увечья. Водоснабжение в Ишиме появилось только в XX веке. По улицам города ездил водоразборный бак, продававший 4 ведра воды за копейку. В 1924 году в городе появились первые колодцы. Городской водой ведала организация, называвшаяся «Горкомхоз». В обязанности этой организации входил не только контроль качества воды. Горкомхоз обязан был контролировать берег реки Ишим, особенно места, предназначенные для купания. В «Списке населенных мест Тобольской губернии» за 1912 год Ишим значится как уездный город. Застроенная площадь города – 197 десятин 320 кв. саженей. В Ишиме располагалось 22 каменных дома и 758 деревянных. Население – 12 688 жителей обоего пола (8 160 мужского и 4 528 женского). В городе было 12 улиц (немощеных) общей протяженностью 12 верст, 8 переулков протяженностью 6 верст, 8 площадей, 2 моста. Указано: 5 православных церквей, 7 учебных заведений (3 низших и 4 начальных), 1 типография, 1 фотография, 2 библиотеки, 2 библиотеки-читальни, 2 просветительных общества, 1 общество взаимопомощи, 1 благотворительное общество, 1 общество трезвости, 1 винный склад, 76 магазинов (70 торговых, 3 винных и 3 пивных), 2 маслодельни, 3 маслобойни, 14 фабрик и заводов, 20 кузниц, пожарное депо, 4 страховых общества, 80 торговых и промышленных фирм, 1 аптека и 2 аптекарских магазина (склада).В 1913 году через город была проведена железнодорожная ветка из Тюмени в Омск. На железную дорогу возлагали большие надежды. Она должна была улучшить экономику Ишима и вывести её на новый уровень. Но надеждам не суждено было сбыться. Ряд социальных катаклизмов (две войны и революция) помешали воплощению планов в жизнь.В 1921 году Ишим и Ишимский уезд становятся центром крестьянского восстания. В истории Советской России это восстание считается самым крупным выступлением против правительства и коммунистического режима. Несмотря на протесты крестьян, Советская власть в городе была установлена. Новой власти необходим был помощник, роль которого партия решила отвести молодёжи. Так во всех городах бывшей Российской империи появились комсомольские организации.Окончательное установление Советской власти в Ишиме произошло только в 1919 году. Перед ишимскими комсомольцами стояла непростая задача, заключавшаяся не только в борьбе с безграмотностью. Они обязаны были организовывать субботники, заниматься восстановлением зданий, разрушенных во время гражданской войны, высаживать деревья и разбивать скверы. Комсомольцы работали в госпиталях во время эпидемий тифа, ухаживая за больными и рискуя при этом своим здоровьем.после октябрьской революции в Ишиме начинается развитие автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт существовал в России и до революции, но увидеть его можно было только в крупных городах западной части страны. Автомобили в Ишиме долго соперничали с привычным для провинциалов конным транспортом. Ишимское ГАИ было обязано заниматься разработкой технических норм эксплуатации автотранспорта и следить за подготовкой шофёрских кадров.Первые появившиеся в Ишиме автомобили оказались технически несовершенными: во время сильных морозов гидросистема замерзала. Автотранспорт плохо переносил сибирскую зиму. Американские производители предложили свою помощь: рецепт морозостойкой гидравлики. Российская сторона должна была заплатить за американский секрет своим собственным. Так у американцев появилась технология изготовления морозостойкого каучука. Осенью 1941 года Ишим становится местом формирования 1272-го стрелкового полка 384-й дивизии. Жители города собрали денежные средства, на которые были созданы авиаэскадрилья «Ишимский рабочий» и танк «Сибиряк-ишимец», а в локомотивном депо был построен бронепоезд, названный «Патриот». Ишим, как и многие города Урала и Сибири, становится пристанищем для эвакуированных. Сюда эвакуировали не только людей, но и целые предприятия. В Ишим перевезли автоприцепный и авторемонтный заводы (их современные названия – машиностроительный завод и «Ишимсельмаш»), механические мастерские (сегодня они называются Механический завод МПС), швейную и обувную фабрики. Примечательно, что ни одно из этих предприятий не вернулось домой, все остались в городе.В 1982 году Ишим был награждён орденом «Знак почёта». Такой высокой награды для своего города заслужили его жители благодаря своим достижениям в культурной и хозяйственной деятельности. Награждение было приурочено к 200-летию основания Ишима. Город и сегодня продолжает развиваться. Особое значение жители Ишима придают спорту и культуре. В городе работают спортивные клубы, историко-художественный и краеведческий музеи, а также множество других спортивных и культурных организаций, в задачи которых входит интеллектуальное и физическое развитие жителей города.
Комментарии (6)
# 14 июня 2016 в 20:49 +3 | ||
|
# 14 июня 2016 в 21:21 +2 | ||
|
# 14 июня 2016 в 21:33 +2 | ||
|
# 14 июня 2016 в 21:49 +3 | ||
|
Поиск
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Важные материалы
Спонсоры сайта
Благодарим за спонсорскую помощь компанию Металл ДК. В сети металлобаз Металл ДК вы всегда сможете купить арматуру в Москве здесь: https://metall-dk.ru/catalog/armatura/ по низкой цене с доставкой в розницу и оптом. Низкие цены и великолепное качество металлопроката.