Парадокс зрительного восприятия. Тёплый свет против холодного

10 июня 2015 - Ягодка
Парадокс зрительного восприятия. Тёплый свет против холодного

Свет ламп в витринах продуктовых магазинов имеет розовый оттенок — в результате такого освещения мясо приобретает более аппетитный вид, что привлекает покупателей

«Если купить светильники и включить тёпло-белую энергосберегающую лампу и некоторое время на неё смотреть, то сначала лампа воспринимается какжелтоватая, потом постепенно белеет, настолько, что начинаешь сомневаться, а действительно ли это тёплая лампа? В мозгу как бы происходит перенастройка баланса белого…» Специалист по свету Александр Костюкоб удивительных способностях человеческого глаза.

Произошла у нас недавно одна занятная ситуация, дающая повод поразмыслить о шутках, которые шутит с нами аппарат зрительного восприятия. Впрочем, по-порядку.
Появились у нас в продаже новые светодиодные светильники, довольно симпатичные, весьма удобные для освещения рабочего стола, на кухне. Выполнены в трех вариантах длины и двух вариантах цветности: тепло-белый и натурально-белый. 

Заходит на днях покупатель и просит показать эти светильники. Включаю рядом два светильника с разными оттенками, так ему понравился теплый цвет, что он сразу покупает два метровых светильника и довольный уходит. Через пару дней звонок: расстроенный покупатель сообщает, что мы, видимо, ошиблись, так как приобретенные им светильники оказались совсем не тепло-белыми, а вовсе даже холодными. Ну что же, приглашаю приехать и посмотреть еще раз. Приезжает, включаем, и вновь светильник имеет приятный желтоватый тепло-белый оттенок. (Невольно вспоминается эпизод из старого советского фильма «Начальник Чукотки», когда хитрый американец раструбы от граммофонов продавал). Но если серьезно, оказывается, что восприятие цвета настолько сильно завит от окружающей обстановки, что возможны вот такие парадоксы.
Ситуация разрешилась благополучно, покупатель приобрел еще два светильника и больше у него вопросов не возникало. Но желание разобраться осталось, и вот в чем здесь может быть дело.


Сам часто замечал, что, если включить тепло-белую энергосберегающую лампу и некоторое время на нее смотреть, то сначала лампа воспринимается как желтоватая, потом постепенно белеет, настолько, что начинаешь сомневаться, а действительно ли это теплая лампа? В мозгу как бы происходит перенастройка баланса белого, под воздействием излучения самой лампы баланс смещается в область более низких цветовых температур, в результате чего сама лампа воспринимается белой. Впрочем, почему как бы? Если современные фотоаппараты умеют автоматически корректировать баланс белого, то естественно предположить, что и зрительный аппарат человека должен это делать и, думаю, не хуже.

Сетчатка глаза содержит два вида рецепторов: палочки, обладающие высокой чувствительностью, и колбочки, которых, в свою очередь, есть три вида (реагирующие преимущественно на красную, синюю и зеленую части светового потока), и обеспечивающие восприятие цветов. Об этом уже было написано в одном из старых постов  . Интересно, что колбочки присутствуют не только в той области сетчатки, на которой хрусталик строит изображение, но и на далекой периферии глазного дна, где уже нет никакого изображения. Что же воспринимают эти клетки? Видимо свет, рассеянный при прохождении через стекловидное тело, от хрусталика к сетчатке. Естественно предположить, что этот свет и используется глазом (мозгом) в качестве эталона для установки баланса белого. Подробнее можно почитать в книге В. Е. Демидова."Как мы видим то, что видим"  . Основываясь на таком предположении, попробуем объяснить парадокс с восприятием цвета светильника, описанный в начале поста. А для иллюстрации воспользуемся фотографией двух светильников, открытой в RAW-конверторе.

Итак, торговый зал и стенд освещен преимущественно холодными люминесцентными лампами с цветовой температурой 6500 К. Естественно предположить, что в этом случае наши с покупателем зрительные анализаторы настроены на баланс белого, соответствующий источнику с этой цветовой температурой. Значит включив светильники, мы должны увидеть примерно такую картину. 



Могу подтвердить, именно это мы и видели. Сверху светильник тепло-белый, ниже, соответственно, натурально-белый.
Теперь представим, что увидел покупатель уже находясь дома. Это, конечно, зависит от того, когда он его включил, то есть от того, какой в это время был преимущественный свет в помещении. Если предположить, что дело было вечером и основной свет шел от ламп накаливания, то зрительный анализатор должен был быть настроен на цветовую температуру 2700 К. И в этом случае вид должен быть такой. 



Верхний светильник уже не воспринимается теплым, ведь его реальная цветовая температура примерно 3500 К. Так что разочарование покупателя вполне понятно. 

Отсюда вывод: выбирая цветность светильников при покупке, следует делать поправку на световое окружение, при котором вы будете этими светильниками пользоваться. В утешение покупателю могу добавить: цвет продуктов на рабочем столе, которые будет готовить хозяйка во втором случае будет гораздо естественней.

 

http://www.livejournal.com/magazine/877001.html

Рейтинг: +3 Голосов: 3 1159 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!