Вернуться в Рай

27 мая 2015 - Ягодка
Вернуться в Рай

 

Вернуться в Рай

 Время от времени все люди возвращаются в те места, где пахнет детством, уютом и теплом. И эти места у каждого свои и возвращаться к ним надо обязательно, не потому, что что-то может случиться с нами, наоборот иногда непоправимое происходит именно с ними. Они нас не дожидаются, во всяком случае, в том виде, в котором мы их когда-то помнили….
Все обыкновенно: пыльная сельская дорога, оставшиеся после дождя грязные лужи закрываются волшебным разноцветным ковром из сотен бабочек, спасающихся от жары. Из-за ослепительно яркого солнца кажутся еще более золотистыми поля пшеницы с дребезжащими безумолку жаворонками. Все обыкновенно до тех пор, пока не поднимешься на высокий холм со старым, почти заброшенным деревенским погостом. Эта кладбищенская тишина почему-то не тяготит, обволакивая все вокруг своим вековым покоем, и только вздрагивая от крика одинокого аиста, понимаешь, что секунду назад происходил природный обряд твоего собственного душевного самоочищения, как будто перед входом в рай. И в этот самый миг вдалеке лес осторожно, словно боясь сглаза, открывает глазам самое дорогое свое сокровище — старинную усадьбу-дворец, усадьбу-легенду Раёк.
В который раз удивляешься зрительному обману: кажущиеся такими далекими крыши флигелей на самом деле совсем рядом, и уже через мгновение стоишь перед триумфальной аркой с высокими коваными воротами, отделяющими тебя от этого рая. Глядя на огромнейших размеров замок, становиться грустно-очевидным, что всех туда не пускают и ключей не выдают, но это так, скорее для порядка. Буквально в двух шагах, между колоннами, упавшая от времени чугунная ограда открывает проход в изумительный мир истории и легенд уникальной усадьбы. Получив таким образом разрешение на вход, можно до полного изнеможения бродить по старинному парку с дубовой аллеей, бегать по валунному (Чертовому) мосту, бросать неспелые яблоки из дворянского сада в очень хитро устроенные черные пруды, которые остаются в тени даже в ясную погоду, а от внезапно начавшейся грозы спрятаться в парковой беседке-ротонде. Но особенный интерес вызывал дворцовый комплекс с его смутной историей и подземные ходы, окутанные не меньшей загадкой….
Давние юношеские воспоминания о чудесном усадебном ансамбле и его обитателях сохранились на всю жизнь. Возведенный по приказу ее императорского величества Екатерины Великой в XVIII веке усадебный комплекс жемчужиной архитектурного творения стал не сразу, кстати, русская царица была там лишь раз. Хозяева дворца менялись на удивление часто, пока, наконец, новым владельцем не стал сенатор Ф.И. Глебов-Стрешнев, подаривший его впоследствии дочери. Будучи в дружбе с Н. А. Львовым, сенатор попросил своего друга перестроить уже имеющуюся усадьбу, на что Николай Александрович ответил согласием, и через непродолжительное время появился неповторимый архитектурный ансамбль, дошедший до наших дней. В богатом, полностью обновленном имении, обосновались дочь генерал-аншефа Глебова-Стрешнева с супругом адмиралом Дубасовым, возвратившимся после очередной баталии без ног. Новая хозяйка не оставила практически никаких следов в истории, за исключением ее родства с императрицей, зато вышеупомянутый муж, адмирал Дубасов, наследил предостаточно, отличаясь особой жестокостью, он кроваво подавлял любые бунты и восстания крестьян. Октябрьская революция застала его в Райке. После очередной народной расправы, испугавшийся гнева совсем обалдевших от большевистских побед мужиков, если ничего не напутали, бежал за границу, используя один из подземных ходов, выходивших на берег реки Логовеж.
А до этих революционных пор роскошный усадебный ансамбль восхищает всех своей неповторимостью и изяществом, созданными Н.А. Львовым. Трехэтажный дворец и четыре флигеля, по два с каждой стороны, а также триумфальную арку огромным кольцом опоясывает высокая двойная колоннада с перилами и пешеходной дорожкой на самом верху, соединяя все в одно целое. Достаточно часто господская семья использовала именно это место для своих воздушных прогулок, к тому же было очень удобно переходить из одного здания в другое, не спускаясь на землю. Восхитительная по своему масштабу и помпезности парадная лестница выводила сразу на второй этаж дворца, где находились основные кабинеты и покои хозяев. Подняться в главный зал, где проводились многочисленные балы и приемы, можно было тут же, минуя мраморный пролет, как шедевр лестничного искусства, с толстыми перилами из полированного камня и статуями по бокам. Художественную законченность этому творению придавала безупречная лепнина стен и потолка. В сводчатых нишах по обеим сторонам скульптур при входе на марш находились маленькие комнатки личной прислуги для постоянного проживания. Парадный зал с установленными по кругу колоннами, служащими дополнительной опорой возвышающемуся над крышей дворца огромному куполу, великолепен в своей отделке. До блеска натертый паркетный пол изменяет свой узор в зависимости от того, с какой стороны на него будут смотреть гости. Росписи абсолютно прямого потолка, а при рассмотрении он кажется выпуклым, и стен, выполненные крепостными художниками, представляют собой завораживающие зрелище. Рядом с залом располагались гостевые комнаты, одна из них — "мраморная” навечно оставалась за императрицей Екатериной Великой, в которую кроме нее ни кого и никогда не селили. Первый же этаж использовался под нужды богатых владельцев, там готовили, шили, стирали и пекли хлеб. В существовавший при усадьбе подземный ход, который вел в парк, можно было попасть как изнутри дворца, так и снаружи, с боку здания туда вела маленькая неприметная дверь. В подземелье, находились и казематы, где содержались шибко дерзкие крепостные, по слухам, оттуда никто живым не возвращался. Не менее архитектурно красивые флигели, часть из которых занимала доверенная обслуга семьи помещика-адмирала, использовались по-разному, в зависимости от треб. Неподалеку разбитый яблоневый сад граничил с часовенкой и Знаменской церковью, которые находились при дворянском кладбище. …Через дубовую аллею попадаешь в невиданный по своей красоте парк, засаженный липами и диковинным кустарником. Минуя "Чертов мост”, собранный из валунов без всяких связующих растворов, выходишь к двум прудам с плескающимися в них золотистыми карпами. Соединенные шлюзом водоемы с каскадной системой перелива являлись настоящей инженерной разработкой того времени. Гроты, причудливые украшательства из камней, пара беседок-ротонд, одна из которых имеет погреб-холодник и опускающийся в подвал пол, где находилась потайная дверь, ведущая в уже другой подземный ход, спасший впоследствии жестокого морского адмирала….
Много чего повидала и пережила дворцовая усадьба на своем веку. После революции ее экспроприировала, проще разграбила, новая власть, так и осталась она стоять белокаменным напоминанием и укором для "недобитых буржуев и эксплуататоров трудового народа”. В Великую отечественную уникальному архитектурному комплексу нашли применение: созданный в нем военный госпиталь спас много человеческих жизней, и дворец сполна расплатился за жестокость своего прежнего хозяина.
Сразу после победы там был открыт детский дом, и усадьба приняла детей погибших в войне офицеров. Прошло время…. И все бы нечего, да советская власть вместо реставрации решила добить "буржуазное прошлое” и устроила в ней … колонию для малолетних преступников. А потом начались черные дни…. Именно "колонисты” серьезно подорвали и без того уже плохое "здоровье” дворца. Дальше, не лучше. Восстановительные работы то начинались, то останавливались, менялись подрядчики и реставраторы. Ломали, перекраивали и снова ломали, пока совсем не бросили. Это не голословно, автор всего выше и ниже рассказанного в свое время был занят на реставрационных работах в Райке (историческое название Знаменское-Раёк), а его прабабушка знала адмирала Дубасова и, наконец, его дед служил в той самой колонии! Все проходит, прошло и это, наступил новый век….
И вот, что хотелось сказать в заключении детских воспоминаний и взрослой действительности. Пусть не уберегли беседку-ротонду, первая рухнула намного раньше, пусть! Пусть не спасли гроты, валунный мост! Забыли помочь церкви, которая от времени не устояла! Черт с вами, господа чиновники! Но зачем отдавать старинную усадьбу с многовековой жизнью под развлекательный комплекс?! Зачем под видом реставрации (все переделывается по вкусу бизнесменов) устраивать очередной шабаш на великолепной Тверской истории?! У народа с таким отношением к своему прошлому, вполне возможно, может не быть будущего!

House Studio © Сергей Хитров  04 апреля 2009 г.
 

Рейтинг: +4 Голосов: 4 1425 просмотров
Комментарии (6)
0 # 27 мая 2015 в 20:35 +1
Красота конечно эти старые усадьбы,у нас тоже есть такая в области усадьба заброшенная,молодежь ездила,там экскурсии сейчас,ну и реставрируют потихоньку,место тоже красивое,природа,беречь надо такие места...
0 # 27 мая 2015 в 20:39 +1
А в свой рай,где я родилась,к сожалению не могу вернуться,хотя бы одним глазком глянуть и зарядиться энергией положительной,нету уже моего рая или он уже не мой...
Ягодка # 28 мая 2015 в 18:31 +1
Вернуться не получается, и даже если вернешься там уже все по другому и место уже как чужое...
Вишенка # 27 мая 2015 в 21:21 0
У каждого есть свои места, которые дороги сердцу И атмосфера там совсем другая, наполненая особой гармонией и красотой
Ягодка # 28 мая 2015 в 18:32 +1
Свои места, хорошо если сохранились...
Кукл@ # 30 мая 2015 в 06:03 0
"Время от времени все люди возвращаются в те места, где пахнет детством, уютом и теплом."Именно так должно быть ,жаль ,что не всегда только это получается..... girl_sigh