Благими намерениями…

20 февраля 2013 - Карамелька

Законопроект, который предусматривает право для детей-инвалидов на внеконкурсное поступление в вузы, на рассмотрение Государственной думы РФ был внесен группой депутатов-коммунистов в начале февраля этого года. Он был неоднозначно принят обществом, в том числе и людьми с ограниченными возможностями. Тем более, что народные избранники не упомянули в нем о создании условий для обучения этой категории учащихся. В чем же суть нововведения, и что получать от него сами инвалиды?

По ныне действующим нормам предусмотрено, что инвалиды І и ІІ групп имеют право на получение образования в специальных учебных заведениях, при условии, что там есть все условия для этой цели. Все что нужно для обучения, должно быть указано в индивидуальной программе реабилитации в соответствии с рекомендациями медиков. Кстати, новый закон об образовании уже предусмотрел 10-процентуюю квоту для обучения людей с ограниченными возможностями. В то же время, практика показывает, что она постоянно не выбирается, что тоже не на пользу инициативы коммунистов.

Сами избранники свою позицию объясняют вполне благими намерениями – дать возможность инвалидам получить образование во всех высших заведениях страны, без ограничений. Чтобы студент мог выбрать другой вуз, когда ему не хватит места в том, который предусмотренный программой реабилитации. Но мы также хорошо знаем, куда идет дорога, вымощенная благими намерениями. Тем более что тут еще закрадывается сомнение, о ком больше заботились депутаты – об инвалидах или повышении своего рейтинга среди избирателей?

И, принимая законы, депутатам хоть изредка следовало бы вникать в реалии нашей действительности, просчитывать возможные результаты не только с точки зрения банального популизма. Возьмем, к примеру, ту же 10-процентную квоту. Ведь дело тут вовсе не в процентах. Для инвалида важно, сможет ли он обучаться во всех без исключения вузах, если там не будут созданные условия для такой учебы.

Сначала нужно обеспечить все учебные заведения пандусами, специальными лифтами, особыми туалетами, а библиотеки – книгами со “шрифтом Брайля”. Преподавателей обучить азбуке для глухонемых, или обеспечить синхронный перевод занятий. Реально это? Да нет же. По крайней мере, в ближайшее время.

Так что от решения обязать все вузы обучать инвалидов, очень попахивает просто популизмом. Складывается мнение, что некоторые депутаты не знакомы даже с условиями обучения обыкновенных студентов. Начиная с бытовых условий, когда они живут с нарушением всех существующих санитарных норм по шесть человек в одной комнате. Не решив этих проблем, теперь руководство высших учебных заведений будет вкладывать средства в создание условий для инвалидов. И где та гарантия, что этими условиями люди с ограниченными возможностями воспользуются с полной загрузкой всех квотных мест? Если такой гарантии не будет, в ее точно не будет, то и штаты и оборудование будут простаивать без дела.

Есть и другая, не менее важна сторона медали – трудоустройство инвалидов, получивших высшее образование. Можно сколько угодно говорить о том, что они не уступают по знаниям своим здоровым сверстникам, от этого спрос на рынке труда на таких людей выше не станет. Человек с ограниченными возможностями всегда будет иметь такое же ограничение и к своему занятию. И тут никуда не денешься. Например, толк от хорошего слепого преподавателя будет минимальным в любом учебном заведении. Большинство учеников, студентов всегда будут пользоваться его инвалидностью и просто списывать, где только можно.

В частных фирмах вообще не будут с вами вести речь о конкурентоспособности специалистов-инвалидов. Везде нужны здоровые люди. Это видно в прямой и завуалированной форме из большинства объявлений. Приватный капитал хочет, чтобы работник работал столько, сколько нужно фирме, грипп переносил на ногах и поменьше думал, к примеру, об отпуске или прочих мелочах.

Как все это сопоставить с теми требованиями, которые инвалид может выполнить в меру своей ограниченности? Работающий инвалид по своей сути все равно остается больным человеком, нуждающимся в регулярном лечении, щадящем режиме работы. Не говоря уже о бытовых условиях, специально оборудованном рабочем месте.

Может кто-то возразит, что ситуация с трудоустройством инвалидов изменяется в лучшую сторону и местами даже есть определенный прогресс, то это скорее всего исключение, нежели правило. Если говорить честно и не обманывать себя.

Инвалиды имеют право на образование, в том числе и высшее. Это бесспорно. Но, обязав все вузы обучать их, проблемы не решить. И дорого, и хлопотно. Более интересным решением вопроса выглядит здесь дистанционная форма обучения. Минимальная нагрузка на инвалида, невысокая стоимость, нечастые “очные” встречи с преподавателями во время сессии – это то, что нужно людям с ограниченными возможностями. И здесь государству можно было бы подсуетится, и развивать эту схему. Если человек получит высшее образование с помощью Интернета, это будет дешевле и для него и для государства. А не найдет работы, утешиться тем, что повысил свой интеллектуальный уровень и при этом не сильно потратился.

Именно поэтому, не вериться, что кроме популизма депутаты от КПРФ думали еще о чем-то другом, предлагая на законодательном уровне закрепить за инвалидами право на неограниченное внеконкурсное поступление во все вузы страны.



Похожие статьи:

НовостиВ ГД внесли поправки о льготном поступлении в вузы для детей-инвалидов

Комментарии (1)
0 # 5 марта 2013 в 09:34 +1
Сколько под этот шум денежек разворуют... И не в сказке сказать, ни пером описать!!!!